Жития святых ► Январь

Собор семидесяти апостолов

Память 4 января / 17 января

Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После этого избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить Ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром, первоверховным в том лике.

На основании Божественного Писания, предания святых отцов древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.

Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам, говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом побит камнями и скончался от удара палицею по голове*. [*Память его совершается Церковью 23 октября.]

Святой евангелист Марк, написавшей Святое Евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном послании в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию*, где за проповедь о Христе идолопоклонники, связав его, влачили по камням и били. [*Александрия – знаменитый город, основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230 000 человек.] В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал Ему свой дух*. [Память его совершается 25 апреля.]

Святой евангелист Лука, написавший Святое Евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе*, преимущественно в Беотии**. [*Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется Православною Церковью 18 октября, а день перенесения мощей его 22 апреля. **Беотия – область средней Греции.] Скончался мученически в Ахаии*. [Как свидетельствует об этом святой Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана.]

Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24:13–35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями*. [По преданию, в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа через преломление Им хлеба.]

Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа*. [Празднование памяти его установлено Церковью 27 апреля.]

Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4:36). О нем упоминается в книге деяний Апостольских (Деян.11:24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: "ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою» (Гал.2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан*. [Медиолан – ныне Милан – значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение.] Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, Святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался*. [Память святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня.]

Святой Иосия, или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1:23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорит: «также Иисус, прозываемый Иустом» (Кол.4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда, не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе*, где и скончался мученическою смертью**. [*Елевферополь – город в Южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя. **Празднование памяти его 30 октября.]

Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея, или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе* в Финикийском город Берите**. [*Память святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа. **Берит – нынешней Бейрут – древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне – главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180 000 жителей.]

Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9:10–18), был сначала епископом в городе Дамаске*. [Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей через него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, – один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей.] Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана*. [Память ап. Анании совершается Святой Церковью 1 октября.]

Святой первомученик Стефан, архидиакон, первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником»*. [Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь.] Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55).

Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии* и евнуха Кандакии царицы (Деян.8:26–39), был епископом в городе Траллии** и там, просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу***. [*Самария, как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу – Галилея, к югу – Иудея, к востоку – Иордан, к западу – Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, – на Месте его стоит одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). **Траллия – лидийский город на северо-запад Малой Азии. ***Память апостола Филиппа совершается Церковью 11 октября.]

Святой Прохор, один из семи диаконов (Деян.6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии*, а потом проповедовал о Христе в Антиохии**, где и скончался мученически. [*Никомидия – богатый и цветущий город в области Вифинии, в северо-западной части Малой Азии. От древней цветущей Никомидии и доселе сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом. **Антиохия – столица Сирии, древнейший и богатейший город; Антиохия лежит при реке Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра. В настоящее время Антиохия находится под турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.]

Святой Никанор, один из семи диаконов, был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских, во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8:1).

Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии* и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. [Бостра – город в Аравии. В древности был богатый торговый город. Теперь в развалинах. Сохранившиеся длинные ряды каменных магазинов свидетельствуют о его былом могуществе и богатстве.] Затем, будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу.

Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов*. [Память святых апостолов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всех вместе 28-го июля св. Никанора празднуется 28 декабря и память св. Тимона 30 декабря.]

Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе*, где и скончался мученическою смертью**. [*Ефес – главный город малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего города Эфеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся-Солюк. **Память святого апостола Тимофея совершается Церковью 22 января.]

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2Кор. 2:12–13, 12:18; 2Тим. 4:10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире*. [*Память св. апостола Тита совершается 25 августа.]

Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе*. [*Газа – один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения, того же имени.] Скончался мученически в царствование Нерона*.[*Память святого апостола Филимона православная Церковь празднует 19 февраля.]

Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме*. [*В царствование римского императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15 февраля.]

Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя*. [*Города в Малой Азии.] Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13).

Святой Архипп, упоминаемый в том же посланий к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах*; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). [*Колоссы – город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы.] Там святой Архип и скончался мученической смертью*. [*Память святого апостола Архиппа совершается Церковью 19 февраля.]

Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе* и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу**. [*Коринф – древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахали прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей. **Память его празднуется 30 июля.]

Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном послании в таких словах: «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором послании к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни*, где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. [*Солунь, или Фесалоника, – весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солунского, или Фермейского, залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением.]

Святой Крискент*, о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею (2Тим.4:10), был епископом в Галатии**, а потом проповедовал Христа в Галлии. [*Память его совершается 30 июля. **Галатия – небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов – воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения.] Там, в городе Вьенне*, Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна**. [*Виенна – ныне Виеннь – древняя римская колония и потом столица различных государств, основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей. **Траян – римский император – царствовал с 98–117 г.]

Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1Кор.1:19), был епископом на острове Эгин, близ Пелопоннеса*, между Эгейским и Ионическим морями. [*Пелопоннес – южная часть Греции.] Скончался в мире.

Святой Епенет, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене*. [*Карфаген – древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. до Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал с большим блеском в продолжение весьма долгого времени.]

Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов, ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии*. [*Паннония – одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии.] Скончался в мире*. [*Память святого апостола Андроника св. Церковь празднует три раза в году: 17 мая, 30 июля и 22 февраля.]

Святой Стахий, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе* церковь, куда собиралось много верующих, и он поучал их заповедям Христовым. [*Аргирополь, ныне Фундукли, предместье Константинополя, близ Перы и Галаты.]

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе*, где проповедовал Христа. [*Диосполь находился в Палестине, к северу-западу от Иерусалима.] Скончался в городе Одиссе*, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе**. [*Одисса – город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна – пристань у северо-восточной покатности Балкан, на берегу Черного моря, имеет более 25 000 жителей. **Память его празднуется Церковью 31 октября.]

Святой Урбан, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии* и скончался мученически**. [*Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти турок. **Память св. апостола Урвана 31 октября.]

Святой Наркисс (Память его 31 октября), о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах*. [*Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. X.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.]

Святой Апеллий, о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел, говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны*. [*Смирна – знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), один из древнейших городов Малой Азии. Христианством была Смирна просвещена святым апостолом Иоанном Богословом. В настоящее время Смирна принадлежит туркам, но и доныне сохраняется там православная вера христианская. Город остается и до этих пор одним из самых цветущих и очень населенных городов Турецкой империи.]

Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии* и там после долгих трудов и страданий скончался**. [*Британия – древнее название Англии. **Память св. апостола Аристовула празднуется Церковью дважды в году: 16 марта и 31 октября.]

Святой Иродион, или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах*. [*Патры, или Патара, – приморский торговый город в малоазийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан финикиянами; ныне в развалинах.] Скончался мученически в Риме*. [*Память святого апостола Иродиона совершается Церковью 8 апреляи 10 ноября.]

Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21:10–11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил ко Христу*. [*Память его – 8 апреля]

Святой Руф (Память его празднуется 8 апреля), о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции* [*Фивы – главный город Беотии, области Греции.].

Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово*. [*Память его – 8 апреля.]

Святой Флегонт, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии*. [*Марафон – древний город во Фракии, лежавшей к северо-востоку от Македонии.]

Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Филипполе*, где и скончался мученически**. [*Филипполь – древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения. **Память его совершается Церковью 8 марта и 5 ноября.]

Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Неаполе* и Путеолахе**, где многих обратил ко Христу***. [*Неаполь – главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием, расположен по северному берегу Неаполитанского залива. **Путеолы – приморский город Италии на берегу Тирренского моря, близ Неаполя, в области Кампании. ***Память св. ап. Патрова 5 ноября.]

Святой Ермий (Память святого апостола Ермия празднуется Православной Церковью дважды в год: 8 апреля и 31 мая), о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации*. [*Далмация – южная часть иллирийской провинции, которая граничила на Севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем.]

О этих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия» (Рим.16:14).

Святой Лин, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра*. [*Память его 5 ноября.]

Святой Гаий, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим.16:23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.

Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Филолога» (Рим.16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе*, где и скончался в мире**. [*Синоп – город на южном берегу Черного моря. **Память его 5 ноября.]

Святой Лукий, или Лука (Память его празднуется 10 сентября), о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии Сирской*. [*Лаодикия Сирская – некогда главный город Фригии, на юго-западе ее, в Малой Азии, при реке Ликус; славился широкой торговлей. В настоящее время только одни развалины на одном невысоком холме, при опустошенном селении Эски-Гассара, служат памятником того древнего города.]

Святой Иасон, который упоминается в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Тарсе*, где много пострадал за имя Христово. [*Тарс – большой и населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от кого впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс – еще довольно значительный торговый город.] Скончался в глубокой старости в мире*. [*Память апостола Иасона празднуется 28 апреля.]

Святой Сосипатр, также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим.16:21), был епископом в Иконии*. [*Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонии; ныне Кония, главный город Малазийской Турецкой области Карамании.] Скончался Сосипатр в мире*. [*Память его – 28 апреля.]

О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: «Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (Рим.16:21).

Святой Олимпан, или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла*. [*Память св. ап. Олимпа празднуется 10 ноября.]

Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра, и там стяжал себе мученический венец*. [*Память святого апостола Тертия празднуется Церковью 30 октября.]

Святой Ераст, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде*. [*Панеада – город на севере Палестины; иначе называется – Кесария Филиппова.]

Святой Куарт, или Кварт, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите.

Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим.16:23).

Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически*. [*Кончина святого Евода последовала в 66 году по Рождестве Христовом, в гонение Римского императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября.]

Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне* и Кирине**. [*Колофон – древний город Лидии, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. **Киринея – главный город области того же названия – находился в Ливии, на северном берегу Африки, на запад от Египта. Это был великолепнейший и богатейший город в северной Африке. В настоящее время от него остались одни развалины.] Скончался мученически*. [Память святого апостола Онисифора празднуется Церковью дважды: 7 сентября и 8 декабря.]

Святой Климент, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп.4:3), был епископом в Сардике*. [*Сардика – древний Сардис, или Сарды, богатый город Лидии, в северо-западной части Малой Азии, бывший некогда столицею и резиденцией известного своим богатством царя Креза. Во времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и христианская Церковь. В настоящее время здесь лишь ничтожная деревенька, и только развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города.]

Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне*. [*Празднование памяти святого апостола Сосфена совершается Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря.]

Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян.18:24–25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам, говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите* и еще позднее был епископом Кесарии**. [*Остров Крит, (называемый иначе Кандия – от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов ибо при сем были и Критяне (Деян.2:11). В настоящее время Критом владеют турки. **Память святого апостола Аполлоса празднуется Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря.]

Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф.6:21–22). И снова, во втором послании к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена*. [*Память его празднуется 8 декабря.]

Святой Епафродит упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке*. [Адрия, или Адриака, – город во Фракии при Черном море, недалеко от Филипп, города Македонского, лежавшего на границе с Фракиею.]

Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской*. [*Берия – город в восточной части Македонии. В нем проповедовал христианство апостол Павел между 40–65 гг. по Р. X. В настоящее время он называется Веррия или Кара Веррия (Черная Верия); в нем около 10000 жителей.] Окончил жизнь в мире*. [*Память апостола Карпа празднуется 26 мая.]

Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии, где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину* при царе Адриане**. [*Память его 21 сентября. **Адриан – римский император – царствовал с 117 по 138 г.]

Святой Марк, он же и Иоанн, о котором, как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии*. [*Библос – древний город в Финикии, недалеко от моря, между Триполисом и Беритом, был знаменит как центр культа Адониса, которому здесь был построен великолепный храм. В настоящее время на месте Библоса небольшое местечко, называемое Джебель, в котором всего 600 человек жителей. Оно окружено развалинами римских времен и времени крестовых походов, а также обширными кладбищами, в которых находятся египетские и финикийские древности.] Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие*. [*Память его Церковь празднует 27 сентября]

Святой Зина, по прозванию Законник, т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: «Зину законника позаботься отправить ко мне» (Тит.3:13), был епископом в Диосполе.

Святой Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Филим.1:23), был епископом в городе Апамеи*. [*Апамея – один из городов Сирии.]

Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Приветствует тебя и Пуд» (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр.

Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4, 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом, вместе со своими двумя сотоварищами также был обезглавлен*. [*Память апостолов Аристарха, Пуда и Трофима празднуется святою Церковью 15 апреля.]

Святой Марк (Память его совершается 30 октября), племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской*. [*Аполлониада – город в Вифинии, северной области Малой Азии, впоследствии причисленной к Лидии] О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы» (Кол.4:10).

Святой Артема (Память его совершается 30 октября), о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему» (Тит.3:12), был епископом в Листрах*. [*Листры – один из городов Ликаонии, серединной области Малой Азии, граничащей с Фригией. Здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, при виде сего чуда, признали его и Варнаву за богов (Деян.14:6–18).]

Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1–3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16:3–4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божие проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец*. [*Память его празднуется 14 июля.]

Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1Кор.16:17–18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1Кор.16:17–18).

Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (Деян.17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии* и здесь был обезглавлен. [*Галлия – нынешняя Франция.] О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской*, который, перечисляя 70 апостолов говорит: «прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах». [*Евсевий – долгое время занимавший епископскую кафедру в Кесарии Палестинской и близко стоявший ко многим великим событиям своего времени, известен как отец церковной истории и вообще богослов, сочинения коего высоко ценились в христианской Церкви, отличался обширною ученостью; жил с 268 по 340 г. Евсевий собрал воедино все записи и повествования о мучениках в сборнике, носящем название: «Собрание древних мученичеств». Сборник сей содержал в себе сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах по всем епархиям. Он состоял по мнению одних из 20, а по свидетельству других – из 16 книг.]

Святой Симеон, по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер» (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два*. [*Св. Эпифаний – современник святого Иоанна Златоуста, был епископом на острове Кипре в течение 36 лет. Известный отец Церкви, оставивший после себя много творений, направленных против ересей его времени. Скончался в 408 году. Память его празднуется 12 мая.] Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик этих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц и что святой Симеон Нигер – был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин*, в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов, говоря: всехвльная десятица во двоицею показася совершенне, видяща единоревнительный собор, седмидесяти и дву. [*Св. Иоанн Дамаскин – замечательнейший христианский песнописец и богослов, скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божию, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4 декабря.]

Благодатными молитвами всех этих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельств евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит: «Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1Кор.15:5–6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке без весел, вместе со святым учеником Господним, Максимином, и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом городе рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов»*.[*Память святого Лазаря Четверодневного празднуется Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград.]

Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи* и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое Его тело у Пилата (Лк.23:50–52; Мф. 27:67; Мк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. [*По Евсевию и Иерониму, Аримафея то же, что Рама, или Рамафа, – город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лидды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Ин. 19:38), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа.] Жителями Англии он почитается как апостол их страны*. [*Празднества святому Иосифу не положено, но он вспоминается в неделю жен-мироносиц.]

Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1–2) и давший благой совет иудеям не осуждать Его, прежде чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело (Ин.7:50–51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Ин.19:39), – также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи*. [*Память святого Никодима празднуется Церковью 2 августа и в неделю жен-мироносиц.]

Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.6:34–40). После мученической кончины архидиакона Стефана он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам*. [*Вместе со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2 августа.]

Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26–39) и обративший эту царицу ко Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии*, где и скончался мученическою смертью. [*Эфиопия – в Африке, соответствует нынешней Абиссинии. Она находилась в верховьях реки Нила и граничила с Фиваидскою областью Египта на севере, с Ливией на западе, с южною Эфиопией на юге и с Аравийским заливом и Чермным морем на востоке.]

Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:1–10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром, им был поставлен епископом Кесарии Палестинской*, где и проповедовал о Христе**. [*Кесария Палестинская – город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте – только развалины, покрытые дикими растениями. **Воспоминание о святом Закхее Церковь совершает в 32-ю неделю, пред началом постной Триоди.]

Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян.10), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии*, где и скончался с миром**. [*Скепсия – город в западной малоазийской провинции Мизии. **Память святого Корнилия совершается 13 сентября.]

Святой Лонгин сотник, который стоял на страже при Кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27:54). После погребения Господа Лонгин опять стоял на страже у Гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически*. [*Память святого Лонгина сотника празднуется Церковью Святой 16 октября.]

Святой Игнатий Богоносец, по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе и на которое указал Апостолам, сказав: «если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2–5; Мк.9:37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам*. [*Память святого Игнатия Богоносца празднуется Церковью два раза в год: 29 января, когда воспоминается перенесение мощей его учениками из Рима в Антиохию, и 20 декабря, день кончины святого.]

Святой Поликарп был епископом города Смирны. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божие, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст* в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа Божественным апостолом, говоря: «Прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, Божественного апостола, своего соученика». [*Симеон Метафраст – известный церковный писатель X в. (940 г.), составитель и собиратель Житий Святых, что он делал по поручению Константинопольского императора Константина VII (912–954 г.). Движимый великою ревностью к славе святых подвижников, Симеон не только собрал повествования о них, но многие из них переработал, отчасти сократил и, что важнее всего, старинную, тяжелую и во многом неудобопонятную речь заменил современным ему чистым и лучшим слогом. За это Симеон и получил наименование Метафраста, что значит: пересказчик, перелагатель. Его труды в этой области послужили впоследствии главным источником для Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского.] Скончался мученическою смертью в Риме*. [*Память св. Поликарпа празднуется 23 февраля.]

Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически*. [*Память священномученика Ерофея празднуется 4 октября.]

Святой Антипа, епископ Пергамский, также пострадал за апостольскую проповедь о Христе*. [*Память его празднуется св. Церковью 11 апреля.] О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова сказал так: «Антипа, свидетель мой верный, был убит» (Откр.2:13).

Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (3Ин. 1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии*. [*Филадельфия – город Лидийский в Малой Азии, недалеко от Сард, при подошве горы Тмолуса. Название получил от своего основателя Аштала II Филадельфа, царя Пергамского. В древности он был богатым, цветущим городом с большим числом жителей. В настоящее время это небольшой христианский городок под властью турок.]

Кондак, глас 2:

Христовых учеников лик седмьдесят, Божественно, вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы Божественныя веры


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.