Святитель Афана́сий (Вольховский II) Полтавский, епископ
Память 1 января / 14 января
Святитель Афанасий (Вольховский II), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве, как можно полагать около 1741 г. в семье Павла Вольховского, протоиерея Николаевской церкви. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором.
Феодор учился в Тверской духовной семинарии, куда определил его родной дядя, епископ Тверской Афанасий Вольховский I (1758-1763), а затем, когда дядя перешел на кафедру Ростовскую - в Ярославской. По окончании в ней курса, в 1766 г. поступил в Харьковский коллегиум, оттуда в Киевскую духовную академию. Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для кого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя – дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось. В 1766 году, по окончании Академии, он был рукоположен во священника в Николаевской церкви г. Полтавы. 1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Троицком Ильинском Черниговском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии.
С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.
В 1776 году определен игуменом Новгородского Кириллова монастыря.
В декабре 1781 года стал наместником Александро-Невской Лавры.
В 1783 году был переведен в Новгородский Отенский Покровский Трехсвятительский монастырь. В том же году, возведен в сан архимандрита, 23 ноября назначен настоятелем Новгородского Вяжицкого монастыря.
13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. Здесь 23 января 1786 года, по распоряжению Новгородского митрополита Гавриила Петрова, переносил мощи святителя Феоктиста (♰23 декабря 1310 г.), архиепископа Новгородского, из Благовещенской в Георгиевскую соборную церковь монастыря.
6 мая именным Ея Императорского Величества Указом архимандрит Афанасий (Вольховский) утвержден на Старо-Русскую викарную кафедру Новгородской епархии. 14 июля архимандрит Афанасий был наречен, а 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре был ближайшим помощником маститого старца, митрополита Гавриила (Петрова).
«Около пяти лет светил он на этой кафедре, как на свещнице, и на шестом десятке своих лет переведен в город Могилев – губернский, на самостоятельную кафедру, и именно в 1795 году, по кончине приснопамятного Георгия Конисского», – свидетельствует жизнеописание.
С 5 марта 1795 года – епископ Могилевский и Полоцкий. В жизнеописании отмечено: «Два с половиною года Святитель Афанасий безмятежно управлял Могилевскою паствою, в которой и оставил по себе память мудрого и доброго пастыря не одним Окружным Посланием своим к ней, но и тем наипаче, что в среде ее «много униатских церквей и народа обратил в благочестие» (православие). По вниманию к таковым, без сомнения, великим подвигам, Император Павел Петрович, при Всемилостивейшем и лестном рескрипте, 11 мая 1797 года, пожаловал епископу Афанасию орден Святого Александра Невского. Но эта звезда была уже последнею на жизненном небосклоне Святителя Божия и, как эмблема земного величия и славы, скоро померкла».
В июне тогоже года, когда Император Павел воротился из Своего путешествия по России в Гатчину, получен был донос в св. Синод от диакона Харкевича на преосвященного Афанасия, в котором последний обвинялся «в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней» и других тяжких преступлениях. Сущность этого доноса была изложена обер-прокурором св. Синода князем В.А. Хованским во всеподданейшем рапорте, поданном Государю 24 августа. Узнав о содержании доноса, Преосвященный Афанасий обратился с прошением об увольнении его от управления епархией, имея в виду также оградить Православие в крае от поношений и подозрений. Донос Харкевича и представление князя Хованского имели весьма важное влияние на Государя, и он подписал указ на имя св. Синода, в котором говорилось «по прошению епископа Могилевского и Полоцкого Афанасия, увольняем его от управления тою епархиею, повелевая синоду назначить ему пребывание в Мгарском Лубенском монастыре, сходно с его желанием, но без управления тем монастырем». При слушании этого указа в заседании св. Синода 28 августа, тогдашний обер-прокурор князь Хованский объявил: «Его Императорское Величество, уволив епископа Афанасия от управления епархиею, считать изволить, что сим должно кончиться дело, касающееся до поведения его, тем более, что, по причине онаго, ни пенсии ему не положено, ниже дан просимый им монастырь в управление, а только велено ему там иметь пребывание». Св. Синод, делая распоряжение об объявленных ему Высочайших повелениях, в тот же день определил: «В разсуждении сана его, митрополиту Киевскому Иерофею Малицкому велет отвесть настоятельския покои (преосв. Афанасию), переместя архимандрита тамошнего в другия приличныя ему келии».
О несправедливом характере обвинений в адрес святителя свидетельствует тот факт, что по делу о столь тяжких клеветах не было назначено никакого следствия.
Неизвестна жизнь Афанасия в Лубенском монастыре; но следует сказать, что жизнь без дела и жизнь под началом имела сильное влияние на его здоровье, которое с каждым днем разрушалось все более и более, не смотря на новое доказательство внимания к нему Императора Павла I, вспомнившего о нем и приказавшего производить ему пенсию по 1200 руб. в год. Не долго пользовался этою милостью Государя преосвященный Афанасий: болезнь его приняла печальный исход. «Он лишился ума», - доносил о нем Св. Синоду епископ Малороссийский и Переяславский Сильвестр Лебединский от 29 августа 1800 г.
Из жизнеописания известно следующее: «Итак, Святитель Божий Афанасий, избравший при вступлении в монашество Лубенского Угодника Божия, Патриарха Афанасия, своим патроном, приходит к своему покровителю и руководителю учиться терпению, которое рождается от скорби, по слову Апостола. А скорбь у Святителя Божия была велика и сильна. И Царская милость, выраженная впоследствии в пожаловании ему пенсии, не утешила его. Пуще всего боялся он той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна. Эта, видно, мысль была у него неотвязчива, и только Милосердая Царица неба и земли, наша славная Владычица и Богородица и Приснодева Мария, смысл лучший паче естественного людям подающая, не оставляла его и тогда Своим Покровом, когда он сильно недуговал душевно, или, точнее сказать, был в великом духовном испытании.
Такое тяжелое состояние, пред переходом в вечность Святителя Божия Афанасия, продолжалось около полугода. Он прибыл в г. Полтаву как бы проститься с родными и опочил у них на руках».
Скончался 1 января 1801 года в Полтаве, в квартире своего родственника, священника Николаевской церкви Иоанна Симоновского. А 3 января, «по церковному чиноположению тело его отпето в Крестовоздвиженском монастыре с Полтавским духовенством и похоронено в склепу того монастыря». Гроб его стоял на особо устроенном в 1885 году возвышении у стены прямо при входе в усыпальницу. Мощи его почивали нетленно.
Прибывший на Прилукскую кафедру (Полтавское викариатство) Преосвященный Иларион (Юшенов), в 1882 году обозревая гробницу Преосвященного Афанасия, обнаружил нетление тела его. О сем было донесено в Синод, откуда последовало предписание изнести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.
Ввиду многих исцелений и чудес материалы к канонизации святителя Афанасия были подготовлены в самое краткое время. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик. Торжества по случаю прославления святителя Афанасия планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако сему воспрепятствовала начавшаяся революция.
В книге, изданной более 100 лет назад, высказано твердое убеждение: «Жизнь этого Святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно поэтому, он, будучи сам искушен клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью».
Поистине чудесным образом Господь сохранил честные останки святого Своего угодника. Почивавшие нетленно в особенном склепе Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря после большевистского переворота мощи были переданы в краеведческий музей Полтавы в качестве экспоната антирелигиозной выставки.
Там они находились до начала Великой Отечественной войны, а с приходом оккупантов были тайно перенесены в монастырь, где и были погребены под полом соборного храма обители. Когда же краеведческий музей сгорел, распространилось убеждение в том, что вместе сгорели и святые мощи епископа Афанасия (Вольховского). И хотя было известно о настоящем месте нахождения святых останков, церковные власти не торопились разглашать это из справедливого опасения возможного осквернения мощей от рук безбожников.
Около 1995 года мощи были перезахоронены на монастырском кладбище между Крестовоздвиженским собором и Троицким храмом.
Святитель Афанасий Полтавский был прославлен Украинской Православной Церковью в 2010 году.
30 ноября 2017 года Определением Освященного Архиерейского Собора имя святителя Афанасия было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Источники:
Сайт Азбука веры
Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. — 2-е изд., испр. и доп.. — Полтава: типо-лит. Губ. правл., 1902.