Жития святых ► Март

Благоверный князь Васи́лий (Василько́) Ростовский

Память 4 марта / 17 марта

Св. Василько или Василий, благоверный князь Ростовский, разделивший с великим князем Юрием подвиги на реке Сити, родился в 1209 году в Ростове. Отец его Константин Всеволодович, князь Ростовский, потом великий князь Владимирский, любил Господа, твёрдо помнил о вечности и был весьма образованный; он любил духовные беседы, прилежно читал книги, держал при себе людей учёных. У такого отца Василько мог получить лучшее воспитание и по уму, и по сердцу. В 1212 г. в Ростове совершены были постриги юного князя Василька, – в первый раз посажен он был на коня, чтобы учиться доблестям воина*. [*Постриги – семейный праздник: малютке в первый раз стригли волосы и преподавалось молитвенное благословение священником или епископом; – его сажали на коня, чтобы был наездником; потом отец давал пир родным и друзьям.] В 1216 г. отец сел на столе великого князя во Владимире; юный Василько объявлен князем Ростовским, а брат его Всеволод князем Ярославским. Василько остался в Ростове без отца; но семилетнего князя хранил друг отцовского дома, духовник князя Константина, Пахомий, епископ Ростовский, пастырь, по отзыву летописи, искренний, бескорыстный, обличитель хищников и мздоимцев, щедрый, сострадательный и обогащённый книжным учением. К тому же заботливый отец по временам посылал доверенных умных бояр смотреть, как живут и учатся ли добру юные князья. Отец жил недолго. В духовном завещании своём он говорил детям: «любезные дети! живите в любви между собой, Бога бойтеся всею душою и заповеди Его соблюдайте во всём; живите, как жил я: нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, уважайте иерейский и иноческий чин, слушайте книжное учение; будьте в любви между собой, и Бог мира будет с вами; слушайтесь старших, – они учат вас добру, а вы ещё молоды. Вижу, дети мои, что конец мой близок. – Поручаю вас Богу и Пречистой Богородице, и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня». Добрый отец скончался 2 февраля 1219 г.; мать княгиня Анна Мстиславовна постриглась тогда же над гробом супруга и скончалась спустя два года. Юные князья остались сиротами. Но великий князь Георгий, которому поручены они отцом, был в полном смысле отцом для племянников и отцом лучшим: он то вызывал их к себе, то посылал смотреть за ними людей стоивших доверия.

Князь Василько скоро стал показывать делами своими, что он достоин был любви отца и дяди. – Он являлся для современников образцом лучшего князя и приводил их в восторг собою. Вот образ его, написанный современником: «красавец лицом, с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень любил служивших ему. В нём мужество соединено было с умом и правдивость с знанием. Он был во всём сведущ, на всё способен. Это был отец и кормитель сиротам, великое утешение печальным. Очи сердца его отверзты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех духовных и бедных.

В 1223 г. южные князья соединились для отражения татар, впервые появившихся в Русских пределах. На помощь к ним великий князь Владимирский послал князя Василька с его Ростовцами. Василько был уже в Чернигове, когда с скорбью услышал о жестоком поражении князей на реке Калке. Василько, говорит летопись, сохранён был Богом. Молодой, 15 лет, князь конечно жалел и о том, что не пришлось ему показать на деле пылкое мужество своё; но Бог хранил жизнь его, чтобы вера его росла с летами и возвысилась до готовности встретить смерть мученика. Послушный дяде-отцу князь Василько через год ходил вместе с ним на помощь князю Михаилу, которого несправедливо теснил Курский князь Олег. При участии митрополита князья помирились и могло ли это не радовать трёх князей – трёх будущих мучеников? В следующем году князь Георгий женил Василька на дочери князя Михаила – Марии. В 1228 г. мужественный Василько вместе с дядей совершил славные походы против языческой Мордвы. Брат Юрия Ярослав, уже не раз возмущавший братьев и сродников против Юрия, успел было и племянников – Василька и его брата – восстановить против Юрия; но Юрий пригласил всех во Владимир, племянники спешили явиться к нему, а за ними пришлось явиться и Ярославу, и после объяснений последовало весёлое примирение.

Когда Кирилл, первый сего имени Ростовский епископ, отказался от кафедры, Василько (1230 г.) послал к великому князю и Владимирскому епископу просить отпустить в Ростов для управления епархией игумена Владимирского Кирилла и принял его в Ростове с честью; он тогда же и избрал его и своим духовником. В том же году принимал он митрополита Кирилла в Ростове, а вслед затем избранный в епископа отправлен для посвящения в Киев, и потом новый епископ встречен был с торжественной радостью. Ещё благочестивый отец Василька заложил (1213 г.) огромный для того времени, каменный собор в Ростове. Набожный сын продолжал и окончил постройку его, щедрой рукой украсил его и за радостной встречей нового святителя последовало торжество освящения кафедрального одноглавого собора, в 14 день августа. Ростовский собор и ныне удивляет лёгкостью своей постройки при своей высоте: как видно, план его взят с Владимирского собора; но последний уступает ему в красоте и лёгкости. Это храм вполне достойный высокой чести своей – быть местом покоя великих чудотворцев Леонтия и Исаии, которых мощи перенесены в новый собор при освящении его. – Князь Василько наследовал после отца в числе других добродетелей и любовь к христианскому просвещению. Памятником тому служит уцелевшая до нашего времени книга с житием Нифонта Кипрского; писавший её, выражая признательность к покровительству князя учёным, говорит: «святии Апостоли, пророцы, мученицы, св. Нифонте! помозите моему господину Васильку». При нём и просвещённом епископе Кирилле в церкви Успения «левый клир гречески пояху, а правый – русски».

Наконец пришло время для христолюбивого князя показать славный подвиг любви своей к св. вере. Василько отважно бился с татарами на реке Сити. Когда Русское войско разбито было многочисленными полчищами, Василько был взят в плен. Торжествующие варвары повлекли князя за собой. Полчища Батыя волнами шли к Новгороду; но встретив физические препятствия, обратились на юг через Козельск. Потому первый стан Бурундая, которого шайками взят был Василько, был конечно невдали от Бежецка и Кашина. В летописях показывается он у Шеренского леса. Шеренский лес известен и ныне, в 25 верстах от Кашина и в 38 от Колязина. Здесь был Шеренский монастырь, конечно в память страдальческих подвигов князя-мученика, а ныне – село Ширинское, при реке Ширинке, в лесной стороне. Это место было и на дороге епископу Кириллу, возвращавшемуся с севера в Ростов и узнавшему о св. останках князя. Здесь-то христианский князь должен был вытерпеть последнюю борьбу с обаяниями славы и с смертью. Василько был князь величественный ростом, а мужество и твёрдость руки его испытали на себе варвары. Как не пожелать татарам, хотя бы для одного блеска, видеть в рядах своих такого князя? Они весьма старались убедить князя «пристать к их нечестивым обычаям и воевать с ними», убеждали вступить в их службу и жить, как они живут. Мужественный князь отверг предложение татар. Он не хотел прикоснуться к их пище и к питью, считая их то осквернёнными именем идолов, то нечистыми по их свойству. Напрасно обольщали его дружбой Батыя; напрасно хвалились военным счастьем своим. Он горячо любил свою отчизну и её веру. «Тёмное царство! отвечал христианский князь, не разлучить тебе меня со Христом моим. Моё несчастье тяжело; но оно спасительно мне. Что же ждёт тебя с твоим счастьем? Есть Бог, и тёмное царство погибнет, когда исполнится мера беззаконий его: взыщет Он кровь верных Своих». Татары скрежетали зубами от ярости, готовые напиться крови его. Изнурённый трудами, скорбью за отчизну и пыткой душевной, которую заставляли выдерживать враги, князь плакал, плакал особенно об ошибках прошлой жизни своей. «Господи! Ты знаешь все тайны сердца моего, все нечистоты его; от тайных моих очисть меня», так молился он вслух. В равнодушии гордого стоика нет величия; великая душа чувствует страдания, но торжествует над ними терпением, низводимым свыше её молитвой. Князь чувствовал свои страдания и желал избавиться их. Он молился за себя, потом за детей, за всех братьев христиан. Сила духа его росла с молитвой. Наконец он благодарил Бога, что в цвете лет (ему было 29 лет) умирает смертью достойной христианина, и память о нём не будет бесславной. Татары свирепо умертвили его и бросили в лесу Шеренском.

Страдальческое тело св. князя увидала в лесу женщина, сказала о нём Богобоязненному человеку, и его положили до времени в тайном месте. Когда же узнали о том Ростовский епископ и вдова княгиня, то привезли св. тело в Ростов и положили в соборном храме; от плача и рыдания не слышно было надгробного пения в храме, говорит современник.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.