Святитель Игна́тий, митрополит Мариупольский
Память 3 февраля / 16 февраля
«Моисей Мариупольских греков» родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадини в 1715 году. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита.
Современники характеризуют его как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел» и отличавшегося богатыми природными способностями.
В 1769 году владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру в сане митрополита. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя, неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством которые увенчались принятием в русское подданство Крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита (Бахчисарайский Успенский монастырь), он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина II наградила святителя высокой наградой – бриллиантовой панагией.
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь. Здесь владыка и основал свою кафедру перейдя под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Славянской и Херсонской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кефайского и с попечением о греческой общине края. Город назван в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, греки теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, - всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.
Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме – в соборе святого Харалампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Мариупольский Николо-Преображенский портовый храм.
Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 11 июня 1997 года благословил причисление к лику местночтимых святых святителя Игнатия, а 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и Всея Украины, в сослужении других архиереев Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.