Мученик Иоа́нн Казанский
Память 24 января / 6 февраля
Возникшее около половины XV века, на развалинах Булгарского царства, царство Казанское за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним царством Московским. Казанские татары с толпами подчинившихся им инородцев – черемисов и чувашей – весьма часто делали нападения на сопредельные селения и города Московского государства и особенно на население и города Нижегородской земли. Каждый раз татары, нападая на Московские владения, старались возможно больше награбить имущества и увести пленников. В одно из таких нападений, в княжение великого князя Василия Ивановича, в 1505 году, в числе других пленников из Нижнего Новгорода был уведен в Казань один богобоязненный и благочестивый юноша, по имени Иоанн. По прибытии в Казань, по произведенному дележу между участвовавшими в нападении, этот юноша достался одному ханскому родственнику, по имени Алей-Шнур. Юный годами Иоанн хорошо был наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он приучен был к строгому исполнению требований христианской веры – соблюдал посты, любил молиться, не любил проводить время в праздности, а любил трудиться, Алей-Шнур сделал Иоанна своим личным слугой. Трудолюбивый Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и благодушно, не смотря на все насмешки, которыми осыпали его магометане, переносил неволю, подкрепляя себя в свободное, преимущественно ночное, время молитвой.
Ценя Иоанна, как прекрасного слугу, Алей-Шнур пожелал обратить его в магометанство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. В этом случае ни ласки, ни угрозы не в состоянии были поколебать Иоанна. Иоанн смело объявил Алей-Шнуру, что он христианин, и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Даже мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от христианства, не достигли цели. Он не только при этом с силой защищал христианскую веру, но и обличал ложное учение Магомета. Видя с одной стороны бесцельность своих многочисленных и разнообразных попыток обратить Иоанна в магометанство, а с другой твердость, с которой Иоанн открыто исповедовал Христа, а Магомета называл лжецом, разгневанный Алей-Шнур в 1529 году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна. Иоанну связали руки ремнем и вывели его за город на близлежащую гору. Там, по приказанию сурового мурзы, ему должны были отрубить голову. Истязая страдальца, мучители нанесли ему много ран, при чем мечом насквозь прокололи ему живот. Но удар, которым хотели отрубить ему голову, был нанесен очень неудачно. Страдальцу рассекли только шею, от чего он, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мертвым, возвратились в город. В этот день был сильный мороз. Много часов страдалец пролежал без чувств и только уже поздним вечером очнулся. У него нашлось достаточно сил, чтобы подняться, причем руки его развязались сами собой, и он, оградив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского. Придя к боярам уже глубокой ночью, Иоанн рассказал им о том, какие мучения он вынес от татар. Нанесенные ему раны были смертельны. Предчувствуя близкую кончину своей жизни, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Тайн. Причастившись, Иоанн провел остальную часть ночи без сна в слезной молитве и утром при восходе солнца скончался. Благоухание наполнило дом, где находилось тело святого мученика Иоанна. Так Бог прославил смиренного своего исповедника, и все христиане прославили Бога, дивного во святых Своих. Честное тело святого мученика Иоанна было прогребено тайно в лесу, близ Казани, на русском кладбище, вероятно, в окрестности места занимаемого теперь Зилантовым монастырем.
Источник: Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской / Изд. высокопреосвящ. Арсения архиеп. Казан. и Свияж. - Казань : типо-лит. Ун-та, 1900. - 74 с.