Воспоминание VI Вселенского Собора
Память 23 января / 5 февраля
VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате* в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в Нем лишь одну волю – Божественную**. [*Император византийский Константин IV Погонат царствовал с 688 по 695 г. **В Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.] Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство*. [*Во главе их стали святой Софроний, патриарх Иерусалимский (634–644 гг.) и преподобный Максим Исповедник, о которых см. подробнее в житии последнего 20 января.] Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время для прекращения смут предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе* и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников**, дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников***. [*Таков экфесис, т.е. изложение веры, императора Ираклия, где в то же время признавалось безусловной истиной, что во Христе одна воля. **Разумеется т. н. Типос веры, изданный преемником Ираклия, императором Констансом. ***Между ними особенно замечательны преподобный Максим Исповедник и папа Римский Мартин I (занимал кафедру с 649 по 653 г.). См. Об этом подробнее в житии преподобного Максима 20 января.] При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная Церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения. Это и побудило, наконец, императора Константина Погоната к созванию Вселенского собора, который и был открыт в 680 году, по предварительном сношении с Римом. На соборе присутствовало 170 отцов, среди которых лично присутствовали два восточных патриарха: Георгий Константинопольский* и Макарий Антиохийский*, оба монофелита; папа же римский Агафон прислал от себя легатов. [*Георгий I, патриарх Константинопольский, занимал кафедру с 678 по 683 г. **Макарий Антиохийский патриаршествовал с 653 по 680 г.] Император сам присутствовал при заседаниях собора, который продолжался около года. Изуверство монофелитов дошло до такой степени исступления, что один из фракийских монахов, по имени Полихроний, вызвался пред собором в доказательство правомыслия монофелитов воскресить мертвеца, но при дозволенном ему всенародном опыте был жестоко посрамлен. После многих жарких прений собором определено было признавать две воли в Иисусе Христе, Божественную и человеческую, соответствующие двум естествам. Георгий, патриарх Константинопольский, сознался в заблуждении и был принят в общение с Церковью. Но Антиохийский патриарх Макарий остался упорно при монофелитской ереси, вследствие чего и был предан анафеме со всеми предшествовавшими монофелитами. Собор, начавшийся 7 ноября 680 года, окончился 16 сентября 681 года.
Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.